Под личиной Безымянного Героя вы приплываете в Миртану и сразу попадаете в переплет. С корабля на бал, в бой с орками, аккурат в самую гущу сечи. Заодно познакомитесь с главной достопримечательностью местной боевой системы: враги обожают пятиться. То есть вы идете на них, кося страшными рубящими ударами, а они, гады, издевательски отступают. Секретное орочье боевое искусство? Черта с два, здесь все так дерутся. Даже носороги. За боевую систему минус. Уже на начальных уровнях можно без особого труда закликать три десятка орков. Просто, долго и нудно, подобно лесорубу на работе. Дзирт с пантерой нервно курят в сторонке. В оккупированном королевстве не утихает борьба. Попав в новую область, вы будете изумлены количеством свалившихся на вас заданий. Орки засели в городах, повстанцы же партизанят в лесах и горах. Похоже, все только и ждали некоего олуха, чтобы излить ему свои горести. Стоит развесить уши и вступить в диалог с любым NPC, у которого есть имя, — и все, пиши пропало, новый пункт в журнал текущих квестов обеспечен. За ощущение востребованности — жирный плюс. Однако большинство заданий настолько однотипны, что хоть прямо сейчас в Палату мер и весов в качестве эталона банальности жанра CRPG. Убей волков, разбойников, гоблинов; принеси жбан молока, пять растений, десять связок оружия; разыщи, сбегай и передай. Действительно интересных квестов — кот наплакал. TES4 и его Гильдия воров остаются непревзойденными и отнимают у Gothic 3 еще один балл. Но без выполнения квестов вам никогда не повысить такой важный параметр, как репутация. Привели повстанцам пополнение — плюс к репутации у тех самых повстанцев (без этого вам даже доспехи паладина не продадут — недостойны). Победили всех на арене — и уважение орков к вам повышается, эти парни шибко уважают язык стали. Мало того, для каждого поселения вы можете совершить ряд мелких подвигов, которые изрядно повысят вам реноме в глазах местных жителей. Зачем это нужно? Дело в том, что без заветного уровня репутации в 75% вам никогда не попасть на аудиенцию к местному боссу. Тут напрашивается второе «зачем». Ответ прост — новые квесты и новый опыт, который при выполнении заданий сыплется, как из бочки. К примеру, убийство дракона прибавляет 500 очков опыта, а в городе за три минуты диалогов можно без всякого риска набрать пару тысяч. Схема интересная, но спорная, потому ни плюса, ни минуса не получает. Заработанный опыт переплавляется искусными тренерами в полезные навыки. За энную сумму золотых можно стать могучим воином, великим магом или метким охотником. Не все умения одинаково полезны, и стоит пожурить за это кривоватый баланс. Лук — вещь сложная в обращении, требует поправки на дальность, но при должном умении воистину становится оружием Белиара (если кто не в курсе — это местный Вельзевул). Арбалет же — лучший способ самоубийства, и более не стоит упоминать это эстонское изделие в приличном обществе. Кстати, об обществе. Окружающие персонажи вызывают острую жалость и восхищение одновременно. Их много, и нет ни одного тщательно выписанного. Куча полигонов на каждого — и при этом бедняги умудряются проваливаться по пояс в землю и застревать в стенах (квесты с сопровождениями — это изысканная пытка для истинных готов). Мерзкая анимация во время длинных диалогов соседствует с шикарной русской озвучкой (респект локализаторам!). Иногда местные видят сквозь стены — и тут же позволяют красть у себя из-под носа.
А помните, с каким чарующим аккордом открывались сундуки в Fable? Здесь процедура очень похожа, а вот музыка не играет. Абсолютно верное решение, ибо 99 процентов вещей — барахло. Зато сундуков много, и инвентарь бездонный. Но все равно минуса не избежать. Правда, на этом вечере воспоминаний можно припомнить еще и роскошные пейзажи Oblivion. Дьявольски трудно было сориентироваться без карты, бывали вы здесь или еще нет. Растительность сочна, но однотипна; подземелья отлично прорисованы, однако идентичны до боли. А вот в Миртане — в Миртане вы почему-то четко запоминаете местность. Сгоревшие хижины, кровавое логово мракорисов, а вот здесь я чуть не провалился в яму к ограм. Пустяк, казалось бы, просто тщательное внимание к деталям, а приятно. Несомненный плюс. Мало того, со временем вы доберетесь и до пустынь Вартаны, и до заснеженного Нордмара. А там — города ассасинов, оазисы, вараны и солнцепек. Там шахты, варвары и саблезубы. И новые проблемы, вроде вражды ассасинов и кочевников.
Gothic 3 — это сложно, и не только потому, что в нее приходится долго вживаться. Игра хардкорна по своей сути, ибо приходится постоянно принимать необратимые решения. Это изрядный стресс для человека, которому хватает проблем в реальной жизни и который садится за компьютер, чтобы расслабиться. Это, черт побери, не для всех. Итог: мозг против сердца, печатный шрифт против курсива. «Игра-недоделка с отличным, но не до конца реализованным потенциалом» или «гениальный проект высшей пробы с осязаемой атмосферой живого мира»? На «вы» или на «ты», 8 или 10, медаль или корона? Истина, как ей и положено, где-то посередине.
|